?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Вы уж меня потерпите.

Нужен ли погребальный обряд? А что, если умерший человек - атеист а его родственники нет? А что, если наоборот?

  Сейчас принято отпевание в церкви. Ну, как принято... В царское время это было само собой разумеющееся. Не отпевали только самоубийц и это было таким позором, как я понимаю, для семьи.  В коммунистические времена это было практически невозможным.

    Мне не довелось в ту эпоху присутствовать на похоронах.  Но, все, что я как-то мельком видела: дорожка из еловых веток, вереница знакомых "проститься", оркестр с похоронным маршем...    Как бы Бога нет, но тем не менее, люди пытаются воспроизвести некую последовательность действий. Тот же обряд, только по атеистическим стандартам.

   А нет..  вспомнила.   Моя бабушка была учительницей. И, не помню, сколько мне было лет, но у бабушки был класс на год старше меня и ровесников сестре. Так вот, в том классе сбило машиной девочку. Бабушка не могла не сходить на похороны и как-то получилось ,что я пошла с ней. Это было невыносимо. В центре комнаты стоял гроб. Вдоль стен какие-то люди. И у гроба сидит бабка в черном и причитает. И вот это причитание произвело на меня такое впечатление, что я рыдала, как-будто умерла моя лучшая подруга. А я эту девочку видела несколько раз мельком.  Я даже на знаю, специально ли это делалось, приглашалась какая-то "умеющая" бабка или просто одна из родственниц так проявляла свои чувства несколько часов подряд. Все выходили оттуда в слезах.
 
 
   По сути обряд - это ряд действий, помогающих упорядочить мысли.Что такое смерть человека с точки зрения наших мыслей? Вот был человек. Я живу и так или иначе моя жизнь связана с ней. Я ей звоню, к ней приезжаю, о чем то с ней говорю и так или иначе она есть в моих мыслях, моих планах, в моем мироощущении.

   И вот человек умирает.  В любом случае - это шок.  Как бы человек не был стар, как бы не болел, как бы уже не думалось, что может уже скоро... И вот в этом состоянии шока очень сложно существовать и действовать. А с учетом того, что в голове все рухнуло - все мироощущение рухнуло.

    В этом состоянии обряд - это спасительная ниточка. Он позволяет осознать, что жизнь изменилась.  Человек умер, моя жизнь изменилась. Перенести мысли из категории "вот приеду обниму бабулю" в категорию "о, бабуля к нам залетала" =)  Говорю сейчас с улыбкой потому, что светло уже от этой мысли.

   А "залетала" - это вчерашняя история. Схватилась за полку с посудой,  она наклонилась и стопка салатников полетела вниз и расколотилась об кастрюлю. А один (бабушкин !)  непонятным образом отлетел на середину кухни и спокойно приземлился на разложенный диван.  Вот я мужу и говорю: это бабуля мимо пролетала. "Вот", -  думает, - "внучка непутевая, чуть мой салатник не разбила" =)

   Так вот возвращаясь к теме обряда. У меня были сомнения. Бабушка не была особо верующим человеком. Вся ее жизнь прошла в работе учительницей и коммунистичекой пропаганде. И честно ли, по отношению к ней, везти ее  в церковь ну и так далее. Нужно ли это ЕЙ?

   Но, стоя на отпевании  в прошлую пятницу я поняла, что это нужно ДЛЯ НАС. Для тех, кто остался. Потому, что слушая слова священника, подходя прощаться и целуя ее в лоб и осознавая, что она - вот. Мертвая и холодная. Смотря, как священник закрывает ее с головой покрывалом, посыпает песком. Именно в череде вот этих действий приходит осознание.

  Да, начинаешь плакать, но это и хорошо. Потому, что до того у меня был просто ступор. А с осознания, начинаешь уже дальше выстраивать цепочку мыслей.

 

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
juliana0277
Feb. 25th, 2014 12:50 pm (UTC)
Первый раз была на похоронах в детстве - тоже пошла на похороны мальчика с нашего дома, которого и видела так издалека, его сбила машина. Тоже гроб по середине комнаты и как у вас. Вообще много лет потом у меня это сидело в голове. Я всё это переосмысливала, видела этого мальчика бегающим, играющим и хоп - он белый как полотно в гробу. Жутко.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:50 pm (UTC)
Жутко - да. А детей жальче всего.
grizzlynohead
Feb. 25th, 2014 01:02 pm (UTC)
Это очень спорный вопрос, конечно
yfltymrf
Feb. 25th, 2014 01:05 pm (UTC)
ритуалы ж не обязательно должны быть религиозными. но их наличие очень важно. я это осознала на похоронах бабули. мы с братом приехали вечером, а похороны были запланированы на следующий день. гроб стоял во дворе под навесом. вокруг скамейки. мы там сидели и сидели, хоть и мерзли. потому что это нас примиряло с ситуацией. или даже заставляло поверить в происходящее. мы обсуждали много всего, связанное не только с бабушкой. а ее неподвижное молчаливое лицо рядом просто помогало нам понять, что это произошло. на следующее утро приходили люди, они так же сидели и общались, беспокоились о том, есть ли в гробу деньги и не забыли ли положить ей с собой вставную челюсть (а то будет приходить во снах и требовать). но это уже неважно, кто и что считает правильным. главное, что мы сидели там, чтобы принять. а потом для этого же ехали на кладбище. мы ее трогали и целовали мертвую. я никогда не думала, что это будет так и что мертвец будет для меня таким близким и родным человеком. а она все еще была моей бабушкой. и окончательный поворот в моем сознании наступил, когда стала падать земля на гроб. т.е. все, я ее больше никогда не увижу даже мертвой. удивительно, но я допускала мысль, что лучше бы ее мумифицировать и иметь возможность трогать всю свою жизнь... но так примирения с реальностью не получится.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:47 pm (UTC)
Да, без ритуалов сложно.

Ты знаешь, для меня поразительно было, когда гроб стали опускать, причем, рядом с могилой деда, ощущение, что "все встало на свое место", что они вместе. Да, и вот эта мысль: "все, я ее больше не увижу".
(no subject) - yfltymrf - Feb. 25th, 2014 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_plyushkina - Feb. 25th, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
katerinar
Feb. 25th, 2014 01:05 pm (UTC)
А я так и не смогла приблизиться к бабуле. Моя голова отказалась понимать, что в гробу она. Взрослая тридцатилетняя тетка застыла в оцепенении - это я.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:18 pm (UTC)
Наше сознание не предсказуемо порой.
(no subject) - katerinar - Feb. 25th, 2014 01:19 pm (UTC) - Expand
spanki_2500
Feb. 25th, 2014 01:06 pm (UTC)
Похоронный обряд нужен, но нужен он живым и должен быть таким чтобы экологичнее пережить потерю. К сожалению, не встречала таких обрядов/церемоний.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:16 pm (UTC)
А что ты понимаешь под словом "экологичней"?
(no subject) - spanki_2500 - Feb. 25th, 2014 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_plyushkina - Feb. 25th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spanki_2500 - Feb. 25th, 2014 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_plyushkina - Feb. 25th, 2014 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vodoleec - Feb. 27th, 2014 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - spanki_2500 - Feb. 27th, 2014 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - vodoleec - Feb. 27th, 2014 04:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - spanki_2500 - Feb. 27th, 2014 04:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - vodoleec - Feb. 27th, 2014 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - ira_plyushkina - Feb. 27th, 2014 04:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - spanki_2500 - Feb. 27th, 2014 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - vodoleec - Feb. 27th, 2014 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - spanki_2500 - Feb. 27th, 2014 05:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - vodoleec - Feb. 27th, 2014 06:08 am (UTC) - Expand
vasya_lesya
Feb. 25th, 2014 01:17 pm (UTC)
держись, Ирина!
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:20 pm (UTC)
Спасибо. Уже как-то сживаешься с этим.
(no subject) - vasya_lesya - Feb. 25th, 2014 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bea77 - Feb. 25th, 2014 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasya_lesya - Feb. 25th, 2014 05:05 pm (UTC) - Expand
chumisa
Feb. 25th, 2014 01:18 pm (UTC)
насколько я понимаю, если человек был неверующий и некрещеный, то по правилам его отпевать нельзя, хотят того родственники или не хотят. но я плохо разбираюсь в обрядах. можно же прощаться, целовать и прощаться и без священника. у нас так было, когда хоронили папу. и я не плакала. муж мой плакал, а я нет.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:35 pm (UTC)
Ну, она была крещеная. Хотя, в церкви я ее видела только на мое крещение и на дедовых похоронах.

Тут дело-то в том, на мой взгляд, что оставшиеся и в первую очередь мой отец, не могли ее не отпеть.

И вот я сейчас понимаю, что в этом нет как бы неправильности. Раз есть такой вариант и для живых он наиболее подходящий, то он и правильный. Понятно, что если бы она была не крещеная, тут было бы без вариантов.
pol_ylibki
Feb. 25th, 2014 01:26 pm (UTC)
когда у меня умерла бабушка, на второй день сам собой включился электрический чайник, пока я делала ребенку кашу. при чем воды там не было. у другой внучки шаги в пустой комнате слышались. заметила, что у многих такие знаки есть после смерти близких.

держитесь. бабушке земля пухом.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 01:37 pm (UTC)
Спасибо.

Мне вот легче от мысли, что она может быть рядом. =)
tigra_olga
Feb. 25th, 2014 01:57 pm (UTC)
Маленькой похоронила бабушку, а за год до этого прабабушку, ну и раньше - только плохо помню...
А вот прабабушку своих детей хоронила уже не так давно.
Слёзы прямо у гроба и без всяких причитаний, я ничего с собой поделать не могла.
Меня быстро из комнаты вывели, сказали, что им так под слёзы уходить тяжелее.
а вот все обряды, ритуал, они да, для осознания, я это тоже именно так понимаю, что они для живых.

Мне было бы лучше, чтобы крематорий и урна из которой всё над рекой развеялось бы...
но дети придумают что нибудь своё, наверное.
alliluya_a_a
Feb. 25th, 2014 02:00 pm (UTC)
Я не хожу на отпевание, прощаюсь с умершими либо до, либо после данной процедуры.
kshanar
Feb. 25th, 2014 02:12 pm (UTC)
Я первый раз была на похоронах одногруппника, и это было жутко. Гроб с покойным и вообще церемония вызвали скорее познавательный интерес, мы учились-то вместе всего ничего, а вот его родителей было жалко до ужаса, единственный сын, и мать ещё винила себя.
Похороны моего прадеда, обеих прабабок и деда прошли без меня, я то маленькая была, то болела, и я совершенно спокойно отнеслась к их отсутствию. Кто-то "отмучился", кто-то при жизни всех достал до самых печёнок. Вообще процесс подготовки похорон и поминок оставил впечатление бесконечной нервотрёпки, призванной, по идее, занять и отвлечь скорбящих, но фактически скорбящие скорбели, а документы, закупки, транспорт, панихида, накрывание столов легли на плечи моей мамы, которая скорее злилась, что вечно приходится самой всю эту свистопляску организовывать.
true_intimacy
Feb. 25th, 2014 02:36 pm (UTC)
конечно, это специальные люди. которые умеют так причитать плакать
uralka
Feb. 25th, 2014 03:12 pm (UTC)
В городе еще гуманно - как правило, человек сначала в морге, все туда приходят прощаться, потом в церковь. Или без нее. И на кладбище. А в деревнях покойник три дня а доме. И положено с ним сидеть постоянно. У православных должна бабка сидеть всю ночь читать молитвы, а у мусульман - мулла или кто-то из верующих родственников. Причем у них женщинам ночью у гроба сидеть нельзя.
Это очень тяжело, когда тело в доме. Я так четверых проводила, стресс дикий.
vasya_lesya
Feb. 25th, 2014 05:06 pm (UTC)
не знала, что такие традиции... да, это еще тяжелее...
pyrcus
Feb. 25th, 2014 03:25 pm (UTC)
Зависит от эмоциональности человека. Сейчас всё чаще кремация случается. А вот недавно узнал, что из праха за денежку можно бриллиант голубенький сделать. По мне так это самый лучший вариант. как сказал кто-то в комментариях: "я бы отлично смотрелся на пальце своей внучки". :) думаю поднакопить деньжат на эту процедуру. Хотя мне некому оставлять его/себя.
ira_plyushkina
Feb. 26th, 2014 12:48 am (UTC)
До чего техника дошла =)
dushelov_a
Feb. 25th, 2014 04:47 pm (UTC)
Мне не нужно. не обрядов не похорон.
Если кто из близкий умрет - кремирую и ноги на кладбище моей не будет.
Все мои так же знают, что я прошу к себе того же.
Кремировать, прах развеять и фигней не заниматься.
Человек жил - его любили.
Человек умер - оплакала и дальше живу.
На похоронах бабушки (мама панихиду организовала) чуть в лоб священнику ему не дала, так было противно на все смотреть.
З.Ы. это я не теоретически.. прошла - знаю.
ira_plyushkina
Feb. 25th, 2014 04:54 pm (UTC)
Зачем пошли тогда? Если тело - это тело. Мама с ним разберется. Оплакали и забыли.
(no subject) - dushelov_a - Feb. 25th, 2014 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vodoleec - Feb. 27th, 2014 04:33 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 62 comments — Leave a comment )







2


По вопросам сотрудничества
пишите
yasichka@yandex.ru


Метки

Powered by LiveJournal.com